SUMOM.BY Начни зарабатывать в интернете SUMOM.BY
connected@sumom.by

Как общаться с заказчиком статей. Простые правила

Вернуться к списку статей

Согласитесь, что ваш успех как ко­пирай­те­ра напрямую зависит от знаний и опыта, а также от умения общаться с заказчиком.

Давайте поговорим о том, как построить про­дук­тивные отношения с заказчиками.

Больше дела, меньше канцелярита


Это один из основных принципов ка­чест­вен­но­го копирайтинга. При­меняй­те его не только при написании текстов, но и при общении с партнёрами. Пос­та­рай­тесь раз­го­вари­вать с людьми уважительным, понятным и логичным языком. Избегайте кан­це­лярс­ких выражений. При­дер­жи­вай­тесь не официального, но делового стиля разговора.

Сохраняем переписку

Обязательно сох­ра­няй­те всю деловую переписку. Я ре­комен­дую завести отдельную папку для хранения писем и файлов для каждого заказчика. Вы должны владеть историей ваших отношений: четко понимать, когда и что вы делали, переделывали, когда отп­рав­ля­ли отчет, когда получили предоплату, сколько статей написали и др.

После вы­пол­ненной работы и раз­ме­щения ее в интернете обя­затель­но сохраните ссылку – так фор­ми­ру­ет­ся авторское портфолио.

Имена и контакты

Если вы отп­рав­ля­ете письмо ад­ми­нист­ра­ции сайта с пред­ло­жени­ями о сот­рудни­чест­ве и вам ответили, то обя­затель­но выясните, с кем именно вы разговариваете, как об­ра­щать­ся к человеку и каким образом ваша переписка может повлиять на ваше сот­рудни­чест­во с этой компанией.

Иногда ваше письмо попадает к менеджеру, от которого не зависит решение о вашем сотрудничестве. В таком случае, вы можете узнать имена и кон­такт­ные данные ру­ково­дите­лей со­от­ветс­тву­ющей структуры.

Обращайтесь к человеку так, как он вам сам предс­та­вил­ся или был предс­тав­лен другим человеком. Невежливо в деловых от­но­шени­ях называть Алек­санд­ра Сашей, а Машу Машенькой.

После первого звонка от вашего пред­по­лага­емо­го клиента занесите его данные в список контактов. При встрече или элект­рон­ной переписке всегда здо­ровай­тесь и прощайтесь.

При исходящем от вас звонке по телефону всегда предс­тав­ляй­тесь и спрашивайте, удобно ли человеку раз­го­вари­вать с вами.

Понимание требует внимания

Избегайте про­фес­си­ональ­ной лексики. Про­фес­си­ональ­ную лексику ис­поль­зуй­те при общении с коллегами, а не с заказчиками.

Здесь может ждать некоторая ловушка. Дело в том, что заказчики часто сами ис­поль­зу­ют про­фес­си­ональ­ную лексику и проф­жаргон при общении с копирайтерами. Если это так, то вы должны удостовериться, что под одним и тем же словом вы и ваш заказчик понимаете одни и те же предметы или явления.

Не стес­няй­тесь задавать вопросы, чтобы ус­та­нови­лось понимание. Убедитесь, что «тысяча знаков» для вас и вашего заказчика – это оди­нако­вый объем текста (с пробелами или без пробелов), срок про­дол­жи­тель­ностью неделю сос­тавля­ет оди­нако­вое ко­личест­во дней (рабочие или календарные) и др.

Договоритесь с за­каз­чи­ком о том, что при общении по элект­рон­ной почте, вы отвечаете сразу после получения информации. Например, заказчик вам отправил письмо с замечаниями. Понятно, что на уст­ра­нение замечаний вам пот­ре­бу­ет­ся время. Сразу отправьте ответ о том, что замечания получили и приняли в работу.

Или отправили заказчику готовый текст, пусть он сразу ответит, что его получил, даже если не прос­мотрел и пока не готов его прокомментировать.

Эта простая до­гово­рен­ность сделает ваше общение более спокойным и стабильным. Поверьте, много статей так по­теря­лось из-за того, что заказчик ждал письма, а копирайтер, отправив статью, долго ждал ответа. В результате, все друг другом недовольны. Учитесь на чужих ошибках.

Техническое задание

На первом этапе при получении заказа ваша задача – получить четкое тех­ни­чес­кое задание. Вы должны отлично предс­тав­лять себе задачу, вид текста, желаемый объем, целевую аудиторию, тре­бова­ния по ключевым словам и т.д.

Иногда можете столк­нуть­ся с ситуацией, когда заказчик толком не может сфор­му­лиро­вать тех­ни­чес­кое задание. Еще хуже, когда заказчик вообще четко не понимает, что ему нужно. Такое бывает.

В этом случае, вам не нужно теряться. Берите ситуацию в руки, объясните заказчику, что вам не­об­хо­димо совместно понять, что и как нужно сделать. Если вы как ко­пирай­тер не понимаете задачу, то задавайте вопросы до тех пор, пока вы четко не поймете, что нужно сделать.

Если заказчик говорит, что ему все равно, тогда пред­ло­жите свой, удобный для вас вариант и дождитесь согласия заказчика. Если вы ведете устные переговоры, обсуждая все детали работы, то обя­затель­но оформите тех­ни­чес­кое задание письменно или по элект­рон­ной почте.

Относитесь к заданию как к договору. Предмет договора должен быть понятен обеим сторонам.

Не наз­на­чай­те цену за вы­пол­ненное задание до тех пор, пока не понимаете этого задания.

Слова – это важно!

При общении с за­каз­чи­ком не ис­поль­зуй­те уменьшительно-ласкательных форм слов. Например: списочек, табличка, текстик, ключик, статейка.

Старайтесь не ис­поль­зо­вать слов, которые иногда поз­во­ля­ете в раз­го­вор­ной дружеской беседе: океюшки, фигня, отстой и др. Не буду про­дол­жать этот список, вы поняли, о чем идет речь.

Избегайте категоричности, будьте тактичны. Ваша критика должна быть конкретной. Например, если вы оце­нива­ете текстовый контент сайта и пред­ла­га­ете свои услуги, то сделайте упор на том, что и как вы можете улучшить, а не на том, как все отв­ра­титель­но и ужасно было до того, как сайт попал к вам. Вашей целью должен быть профессионализм, а не самолюбование.

Придерживайтесь этих простых правил для успешного общения с заказчиками. А мы продолжим тему в следующих статьях. Следите за обновлениями.

Займитесь ко­пирай­тин­гом с умом!

Автор: Светлана Каминская

Главная О проекте Я sumom.by Обучение Сообщество Статьи Форум
Регистрация Вход